Узлы и блоки цветомузыкальной приставки "Радуга"

Современная цветомузыкальная приставка (ЦМП) состоит из большого числа различных узлов и блоков. У человека, впервые столкнувшегося с проблемой выбора типа приставки, всегда возникает ряд вопросов, для чего необходим тот или иной имеющийся узел. Правильное понимание функционирования каждого имеющегося блока позволит, с одной стороны, подобрать модель, отвечающую Вашим требованиям, а с другой - не переплачивать деньги за узлы, которые Вам не потребуются.

Здесь мы постараемся максимально полно изложить функционирование каждого из имеющихся блоков цветомузыкальной приставки.

Блочно-модульная конструкция изделия позволяет нам выпускать целую линейку из 26-ти различных модификаций, отличающихся друг от друга различным сочетанием мощности, функциональности и внешнего вида.

 

Суммарная мощность каналов, кВт

Все каналы цветомузыки

Этот параметр показывает, какова общая мощность ламп, подключаемых к ЦМП.

Рассчитывается как сумма мощностей всех основных и всех дополнительных каналов.

Максимально возможная потребляемая мощность для моделей с каналами подсветки, будет всегда меньше этой величины, так как при включении основных каналов на максимальную мощность, каналы подсветки гаснут.

Дополнительную информацию о потреблении устройства из сети можно найти здесь

Благодаря большой мощности устройства, работу цветомузыки хорошо видно даже днем.

 

Основные каналы

Вид на основные каналы цветомузыки сзади

Количество основных каналов всех модификаций одинаково и равно 4.

Если посетить наш музей, то можно заметить, что подавляющее большинство выпускаемых ранее устройств имели 3 канала. Это не давало возможности полностью воспроизвести всю палитру цветов. 4 канала позволяют получить гораздо большее количество оттенков. А в моделях с каналами подсветки, на которые устанавливается 5-й цвет (как правило - фиолетовый) цветовая палитра еще шире.

Подробную информацию о буквенных обозначениях в каналах можно найти здесь

По индивидуальному заказу мы можем изготовить любую модель на 8 каналов.

Физически это будет 2 одинаковых устройства, в первом из них будут находиться каналы 1-4, а во втором каналы 5-8.

 

Мощность основных каналов

 
Мощность основных каналов

Мощность одного основного канала в зависимости от модели составляет 200 - 600 Вт.

Вы можете подключать к нему любую комбинацию из предлагаемого ряда ламп.

Например, для моделей с мощностью выхода 200 Вт ("L", "S", "F"), в зависимости от желания, можно применить 5 ламп LM 40W R63 E27, 3 лампы LM 60W R80 E27 или 2 лампы LG 100W R120 30G E27.

Возможно использовать лампы меньшей мощности или любую смешаную комбинацию из имеющихся ламп, главное, чтобы их суммарная мощность не превышала мощность выхода.

Дополнительную информацию о подключаемых источниках света можно найти здесь

По отдельному заказу мощность может быть легко увеличена до 700 Вт на канал и более.

 

Дополнительные каналы

Эти каналы также называют каналами подсветки или каналами светокомпенсации.

Они имеются в моделях "F", "T", "X". Их основное назначение - обеспечить подсветку помещения во время музыкальной паузы, то есть тогда, когда музыка замолкает.

Каналы подсветки работают обратно-пропорционально основным каналам, без задержки.

Однако, помимо своей основной функции, они выполняют еще две дополнительных:

Значительно увеличивают срок службы цветных ламп.
Схемотехника устройства такова, что ток, протекающий через дополнительные каналы, вызывает разогрев нитей ламп основных каналов. Как известно, лампы обычно сгорают в момент включения. Это связано с тем, что сопротивление нити накала в холодном состоянии примерно раз в 10 меньше, чем в горячем. При включении она испытывает кратковременную 10-кратную перегрузку, которая и приводит к ее разрушению. Разогрев нити лампы повышает ее сопротивление, значительно снижая риск ее перегорания.

Сокращают время реакции лампы на быструю музыку.
Та же самая причина (разогрев нитей ламп) позволяет лампе вспыхивать гораздо быстрее, так как это происходит не из холодного состояния, а из разогретого.

Вид на дополнительные каналы цветомузыки сзади
 

Мощность дополнительных каналов

Пример правильного выбора мощностей основного и дополнительного каналов

Для нормальной работы устройства мощность ламп, установленных в дополнительном канале не должна превышать 30-40% мощности установленных ламп основного канала.

Оптимальное соотношение мощностей основного и дополнительного каналов - 3:1.

Самый простой путь для этого - использование светильников на 4 лампы, в которые устанавливаются по 3 лампы основного канала и 1 лампа на канал подсветки.

Для этого очень хорошо подходят светильники следующих типов: S22 или L22

Примеры установки ламп в вышеуказанные светильники можно посмотреть здесь

Если их мощность будет превышать данную величину, то нити ламп основного канала будут разогреваться еще больше, и могут быть уже видны даже в отсутствии музыки.

Если же мощность каналов подсветки будет ниже указанной величины, то вышеописанные положительные функции будут проявляться в меньшей степени.

В случае, если каналы подсветки вообще отсутствуют или не используются, то вышеописанные положительные функции вообще не проявляются.

 

Подсветка основными каналами

Недавно мы разработали новую систему подсветки - подсветка основными каналами.

Модели, имеющие эту функцию получили индекс [+] - Радуга-F+, Радуга-T+, Радуга-Х+.

Переключатель режимов подсветки находится на левой стороне устройства. Для активации модуля управления подсветкой переключатель режимов работы необходимо установить в положение "Автомат". В положении "Ручное", подсветка осуществляется с помощью дополнительных каналов, как в модификациях без индекса [+].

Небольшой видеоролик о работе данной функции можно посмотреть тут. С помощью левых регуляторов в каждом канале (встроенных диммеров) устанавливается желаемая яркость и цвет подсветки помещения. При первых звуках музыки подсветка отключается, и цветомузыка работает в обычном режиме. Как только наступит музыкальная пауза, установленная яркость подсветки плавно восстанавливается в течение 2-3 секунд.

Таблица внизу позволит сравнить между собой два предлагаемых варианта подсветки.

Использование данного модуля позволяет сэкономить на количестве ламп, светильников, использовать провода с меньшим количеством жил, а также упростить монтаж.

Переключатель Ручное - Автомат
 
Параметр Подсветка основными каналами Подсветка дополнительными каналами
 Мощность подсветки Равна мощности основных каналов Ограничена 30% мощности основных каналов
 Регулировка яркости подсветки Регулируется встроенным диммером Отсутствует
 Цвет подсветки Любой из цветов, имеющихся в каналах Жестко задан цветом ламп подсветки
 Работа ЦМП с лампами 80W и 100W Единственное решение для данных ламп 5-го цвета (фиолетового в данной серии нет)
 Мин. кол-во ламп для ЦМП с подсветкой Только 4 лампы основных каналов 8 (4 лампы осн. каналов + 4 лампы подсветка)
 Для монтажа отдельных светильников Достаточно 2-х жильного провода Требуется 3-х жильный провод
 При монтаже многожильным кабелем Достаточно 5-жильного кабеля Требуется 6-жильный кабель
 Количество цветов в системе 4 цвета основных каналов 5 цветов ( 4 основных + фиолет. подсветка)
 Количество работающих каналов 4 основных канала 8 (4 основных канала + 4 канала подсветки)
 

Система охлаждения

Система охлаждения различна для разных типов приставок и зависит от ее мощности.

В приставках с мощностью менее 400 Вт ("L", "S", "F", "Led") системы охлаждения нет.

В приставках с мощностью 400 Вт на канал ("P", "T") установлены радиаторы.

Модификация "Х", выдающая 600 Вт на канал, дополнительно оборудована узлом контроля температуры и системой вентиляции, для чего в корпусе имеется 128 отверстий.

Узел контроля включает вентиляцию, когда температура внутри корпуса превысит 45°С.

При мощности менее 500 Вт корпус холодный и вентиляция практически не включается.

При максимальной нагрузке вентиляция работает всего 10-20 секунд в минуту.

Вентиляторы абсолютно бесшумы (можно услышать только приложив к ним ухо).

Более детально рассмотреть систему активной вентиляции можно сверху и снизу.

Система охлаждения цветомузыки
 

Система понижения помех

Система понижения помех

Система понижения помех (помехоподавляющие фильтры) необходима для того, чтобы работающая цветомузыкальная установка не оказывала отрицательного влияния в виде посторонних шумов и щелчков на находящуюся рядом звуковую аппаратуру.

Фильтры находятся в каждом основном канале ЦМП, в дополнительных каналах их нет.

Фильтры устанавливаются лишь на модели с мощностью 400 Вт и более ("P", "T", "X").

Маломощные модели с мощностью 200 Вт на канал ("L", "S", "F", "Led"), помех практически не производят, поэтому вышеуказанными фильтрами не обеспечиваются.

 

Двойная гальваническая развязка

Двойная гальваническая развязка

Двойная гальваническая развязка от сети гарантирует полное отсутствие электрического потенциала на всех частях ЦМП. Это предохраняет подключаемую аппаратуру от возможных повреждений, и защищает потребителя от поражения электрическим током.

Первая ступень - это наличие блока питания (БП) с разделительным трансформатором. Поскольку первичная и воричная обмотки изолированы и находятся на расстоянии друг от друга, то гальваническая связь между ними отсутствует.

Вторая ступень - разделение блока управления (БУ) и силовой части с помощью оптронов. Здесь гальваническая развязка происходит за счет того, что управляющий светодиод находится на некотором расстоянии от фотоэлемента, а управление идет с помощью светового луча (примерно также, как пульт управления управляет телевизором).

Важность этих узлов настолько высока, что ими оборудованы все модели без исключения.

 

Высокоомный вход

Высокоомный вход необходим для того, чтобы не оказывать вредного влияния (не нагружать) выход звуковоспроизводящего устройства, к которому подключается ЦМП.

[1]. Простые модели ("L", "S", "P") имеют только один высокоомный вход (моно). Они могут подключаться либо к левому, либо к правому каналу звуковоспроизводящего устройства, реагируя только на звук из соответствующего канала.

[2]. Более сложные модели ("Led", "F", "T", "X") имеют два входа (стерео). Они подключаются к левому и правому каналам одновременно, поэтому реагируют на сигнал любого канала.

Входное сопротивление по каждому из входов составляет не менее 1 МОм.

 

Микшер входного сигнала

Микшер входного сигнала

ЦМП по своей сути является монофоническим устройством, в то время как вся современная аппаратура является стереофонической. Для того, чтобы согласовать работу стереоустройства с монофоническим требуется микшер. Он смешивает сигналы левого и правого каналов и подает суммарный сигнал на вход цветомузыкальной приставки.

Микшер имеется в моделях, которые имеют два входа ("Led", "F", "T", "X").

Также микшер иногда еще называют аналоговым сумматором или смесителем.

Если необходимо иметь стереофонический цветомузыкальный эффект (то есть, чтобы цветомузыка по-разному реагировала на сигналы с левого правого каналов), то необходимо приобрести два комплекта ЦМП.

 

Полосовые фильтры

Полосовой фильтр, как следует из его названия, выделяет определенную полосу частот, необходимую для работы каналов ЦМП, из всего звукового диапазона входного сигнала.

[1]. Самая простая модификация "L" содержит одоступенчатый полосовой фильтр. Несмотря на использование специальных микросхем, выходной синал не удается отфильтровать полностью, поэтому возможно попадание на выход частот соседних каналов. Визуально это выглядит так: При ударе барабана вспыхивает красный канал, а соседний (желтый) тоже реагирует на этот звук небольшим увеличением своей яркости.

[2]. Все стальные модели имеют двухступенчатые полосовые фильтры, что позволяет полностью очистить сигнал от помех из соседних каналов.

 

Компрессор сигнала

Для правильного понимания назначения компрессора, представим работу ЦМП при его отсутствии. Звуковой сигнал (обозначен зеленым цветом) имеет динамический диапазон более 40 dB, в то время как динамический диапазон света у лампы накаливания (обозначен красным) не превышает 20 dB. С помощью регуляторов цветомузыки мы изменяем уровни сигнала в каждом канале, получая различные режимы работы.

[1]. Если мы установим такой режим, при котором лампы реагируют слабой вспышкой на тихий уровень сигнала, то максимальная яркость в канале будет достигнута уже при среднем уровне звука. При изменении уровня от среднего до максимального сила света уже меняться не будет, ибо уже достигла максимума.

[2]. Если сделать так, чтобы максимальному уровню звука соответствовала максимальная яркость света, то получится, что на средний уровень громкости лампы будут реагировать еле заметными всышками, а на сигналы ниже среднего уровня реакции вообще не будет.

 

[3]. В ситемах без компрессора обычно выбирается некий компромисс - регуляторы ставят в "среднее" положение. Режим работы при этом получается примерно такой: на сигнал от 0 до четверти громкости реакции никакой нету, от 1/4 до 3/4 уровня звука цветомузыка изменяет силу света от 0 до максимума, и от 3/4 и выше - сила света уже не меняется и является максимальной.

[4]. Для получения желаемого соответствия, то есть чтобы на слабый уровень сигнала была слабая вспышка лампы, а при максимальном уровне громкости звука яркость лампы была также максимальной - необходимо сжать динамический диапазон звука до 20 dB, чтобы он совпал с динамическим диапазоном лампы. Вот эту задачу и выполняет компрессор.

 

Модуль RL "Бегущие Огни" (Running Lights) на микроконтроллере. (+ 1000 руб. к стоимости)

Модуль Бегущие Огни и Модуль Подсветки, вид снизу.

По многочисленным просьбам наших потребителей мы добавили модуль "Бегущие Огни" в цветомузыку. Необходимость в нем была давно. Имеющийся модуль подсветки (+) позволял включать лампы во время музыкальной паузы лишь в статическом режиме. С новым модулем у вас есть возможность выбора режима музыкальной паузы - "Статика" или "Динамика". В режиме "Динамика" во время музыкальной паузы включаются "Бегущие Огни". Микрокнопка на левой стенке (рядом с переключателем "Статика-Динамика" позволяет выбрать один из 8-ми различных зрительных эффектов, а левые регуляторы в каждом канале (Диммеры) позволяют регулировать яркость "Бегущих Огней" каждого цвета. Можно включить "Бегущие Огни" в постоянном режиме (Переключатель "Ручное-Автомат" в положение "Ручное") и использовать как мощное устройство динамических эффектов для новогодней елки или рекламного освещения.

Модуль RL устанавливается только в модели с установленным модулем подсветки (+).

 

Цветомузыкальные приставки Радуга - визуальное меню